Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в ряд нормативно-правовых актов, среди которых:
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с изменениями на 2 апреля 2014 года)»;
часть 2 статьи 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Согласно проекту содержание понятий «страховой случай» и «профессиональное заболевание» приводится в соответствие с Федеральным законом N 125-ФЗ, согласно которому право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Конкретизируется понятие «заработок застрахованного». Кроме того, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» конкретизируются нормы, связанные с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.
Унифицируются нормы Федерального закона N 125-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», связанные с регистрацией страхователей, с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 дней. Одновременно в законопроекте прописаны положения, регулирующие порядок снятия с учета страхователей.
Законопроектом более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка. В качестве минимальной социальной гарантии вместо условного заработка или величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации предполагается использовать минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ), установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.
Вносятся изменения в норму, касающуюся случаев исчисления размера ежемесячной страховой выплаты исходя из тарифной ставки (должностного оклада) застрахованного.
Кроме того, в законопроекте отражены вопросы, связанные с:
- перечнем документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию;
- внесудебным (досудебным) обжалованием решений, действий (бездействия) должностных лиц территориального органа страховщика;
- участием страхователя в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 125-ФЗ;
- оказанием застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, бесплатной юридической помощи по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;
- контролем за уплатой страховых взносов;
- привлечением страхователей к ответственности;
- сроком уплаты страховых взносов;
- признания безнадежной к взысканию и списания недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера;
- определением нормативных правовых актов в области данного вида обязательного социального страхования, которые принимаются непосредственно Правительством Российской Федерации или принимаются в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, его принятие будет способствовать более качественному осуществлению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.