Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости промбезопасности

Внесены уточнения в Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза –см. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28.05.2015г. №32 "О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012г. №48".

Установлено, что в решении Совета Комиссии о принятии технического регламента устанавливается срок вступления в силу технического регламента, который не может составлять менее 180 календарных дней со дня принятия технического регламента.

В решении о внесении изменений в технический регламент устанавливается срок вступления в силу изменений в технический регламент, который не может составлять менее 180 календарных дней со дня принятия изменений в технический регламент.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Установлены условия и критерии, при которых лицо может быть аттестовано в качестве эксперта в области промышленной безопасности – см. Постановление Правительства РФ от 28.05.2015 №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".

Аттестация включает в себя рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, а также проверку знаний и навыков заявителя в соответствии с обязательными требованиями (квалификационный экзамен).

Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования и решения ситуационных задач. Для заявителей, претендующих на прохождение аттестации первой или второй категории, завершающим этапом квалификационного экзамена является устное собеседование по вопросам, соответствующим заявляемой области аттестации.

По результатам квалификационного экзамена может быть принято одно из следующих решений:

а) об аттестации заявителя в соответствующей области аттестации и присвоении ему одной из следующих категорий эксперта в области промышленной безопасности:

  • эксперт в области промышленной безопасности первой категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов I, II, III и IV классов опасности;
  • эксперт в области промышленной безопасности второй категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов II, III и IV классов опасности;
  • эксперт в области промышленной безопасности третьей категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности;

б) об отказе в аттестации заявителя (в случае если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его несоответствии обязательным требованиям).

В течение 3 рабочих дней со дня принятия положительного решения сведения об аттестации вносятся в реестр экспертов в области промышленной безопасности.

Ростехнадзором установлены обязательные требования к технологическим регламентам химико-технологических производств опасных производственных объектов – см. Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014г. №631 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств" (зарег. в Минюсте России 28.05.2015г. №37426).

Начало действия документа - 30.11.2015г.

К таким производственным объектам относятся те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (утилизируются, переводятся в иную форму) опасные вещества, в том числе токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды, а также способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси (далее - опасные вещества).

Технологический регламент химико-технологических производств определяет технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивающий выпуск продукции требуемого качества, а также безопасные условия эксплуатации производства.

Требованиями установлены виды технологических регламентов, их состав, включая требования к конкретным разделам, порядок их разработки, согласования, утверждения и оформления, а также сроки их действия.

Данные требования не распространяются на производства, на которых действуют технологические карты, определяющие технологический процесс, а также на выпуск химикатов и заказных реактивов, производимых на лабораторных установках по лабораторным методикам.

Территориальные службы гражданской обороны более не участвуют в прикрытии маршрутов перевозки химического оружия –см. Федеральный закон от 23.05.2015 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия"

Кроме того установлено, что план действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия и ликвидации их последствий согласовывается не территориальными службами гражданской обороны, а региональными органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Актуализирован перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) – см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.05.2015 №55 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823".

Изложены в новой редакции:

  • Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011);
  • Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

В обновленные перечни включен целый ряд межгосударственных стандартов, принятых в 2011 - 2014 годах, а также национальных стандартов. Кроме того, исключены отдельные межгосударственные и национальные стандарты, область применения которых не распространяется на область применения техрегламента "О безопасности машин и оборудования".

Государственная регистрация специализированной пищевой продукции, проведенная до 15 февраля 2015 года, действует и после указанной даты – см. <Информация> Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.01.2015г. "ЕЭК разъясняет отдельные вопросы применения ряда технических регламентов ТС (ЕАЭС) в сфере безопасности пищевой продукции в связи с завершением 15 февраля 2015 года переходных периодов".

В связи с завершением 15 февраля 2015 года переходных периодов некоторых технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) в сфере безопасности пищевой продукции разъяснены отдельные вопросы их применения.

В частности, 15 февраля 2015 года завершилось действие переходного периода по вступлению в силу следующих технических регламентов ТС (ЕАЭС):

"О безопасности пищевой продукции";

"Пищевая продукция в части ее маркировки";

"Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";

"Технический регламент на масложировую продукцию";

"О безопасности зерна";

"Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств";

"О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".

С указанной даты завершилось действие документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами ТС и ЕЭП или законодательством государства - члена ТС и ЕЭП, выданных или принятых в отношении пищевой продукции до 1 июля 2013 года. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880 установлены виды пищевой продукции (в том числе, природная столовая минеральная вода, бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости; тонизирующие напитки; пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы и др.), которые до 15 февраля 2015 года подлежали государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 24 технического регламента "О безопасности пищевой продукции" (специализированная пищевая продукция).

Государственная регистрация, проведенная до 15 февраля 2015 года в отношении такой пищевой продукции и подтверждающая соответствие ее требованиям всех технических регламентов, действие которых на нее распространяется, будет действовать и после 15 февраля 2015 года. В отношении оценки (подтверждения) соответствия указанных видов пищевой продукции, за исключением относящейся к специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида, после 15 февраля 2015 года действуют положения статьи 23 "Декларирование соответствия" технического регламента "О безопасности пищевой продукции".

Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента "О безопасности пищевой продукции" и требованиям технических регламентов ТС на отдельные виды пищевой продукции, действие которых на нее распространяется, осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны.

МВД России разъяснено, в каких случаях "опасные грузы" перевозятся без соблюдения положений ДОПОГ и какие в этом случае действуют требования – см. <Информация> МВД России от 21.05.2015г. "Перевозка опасных грузов"

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 предусмотрено, что при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом применяются требования, содержащихся в приложениях A и B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В случаях перевозки грузов для собственных нужд физическими или юридическими лицами на своих транспортных средствах договорные отношения не возникают, следовательно, применению подлежат правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73. Также необходимо соблюдать требования к конструкции транспортных средств, содержащиеся в приложении N 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720. Кроме того, для осуществления перевозки опасного груза требуется получение специального разрешения в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приказом Ростехнадзора от 02.04.2015 г. № 129 внесены изменения в Инструкцию по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах, в Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах и в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреждению загазирований», «Инструкция по составлению вентиляционных планов угольных шахт», «Правила безопасности в угольных шахтах».

Вступают в силу изменения в порядок обеспечения промышленной безопасности в угольных шахтах.

Предусматривается, что в газовых шахтах расстояние между последней секцией воздуховода, с помощью которого осуществляется подача воздуха к забою, и забоем не должна превышать 5 м (ранее - 8 м).

Кроме того, не требуется проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении:

  • мероприятий по предотвращению возможного возгорания метана и распространения пламени по дегазационному трубопроводу при пожаре в выработке;
  • проекта аэрогазового контроля для действующих обогатительных фабрик и технологических комплексов шахт и разрезов, связанных с приемкой, хранением и погрузкой газоносных углей;
  • результатов инструментального обследования армировки и расчетов с учетом кинематики и динамики взаимодействия сосудов с проводниками с целью принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации рельсовых проводников;
  • дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность спуска и подъема людей при строительстве и реконструкции шахт с блочной схемой вскрытия и при проходке фланговых стволов, а также при необходимости проведения горных выработок околоствольного двора через скиповый ствол.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует, что с 25 мая 2015 года ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ аттестация специалистов по областям аттестации Б.3.1 – Б.3.9, Б.3.19.

Уточнен механизм выдачи разрешений на транспортное средство, осуществляющее перевозку опасных грузов – см. Приказ Минтранса России от 25.02.2015 N 31

"О внесении изменений в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 179" (зарег. в Минюсте России 12.05.2015 №37229).

Отмечается, что специальное разрешение выдается в соответствии с Приказом Минтранса России от 18.02.2013 N 52 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов".

Также введено дополнительное основание отказа в выдаче разрешения - отсутствие уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

С 16 мая 2015 года вводятся в действие новые формы разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию – см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 437

"О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698"

Новые формы были утверждены приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, которым было предусмотрено, что он вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24.11.2005 г. N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 437, признавшее утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698, вступает в силу по истечении 7 дней после официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.05.2015).

Определен порядок использования грунта, извлеченного при дноуглубительных и гидротехнических работах, для предотвращения негативного воздействия вод при ЧС – см.Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 440 "Об использовании грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций".

Установлено, что использование грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Признаны не подлежащими применению Правила безопасности при производстве, хранении и выдаче сжиженного природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов и автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (ПБ 08-342-00).

Приказом Ростехнадзора от 23.04.2015 г. № 168 в связи с вступлением в силу приказа Ростехнадзора от 11.12.2014 г. № 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» признано не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 08.02.2000 г. № 3 «Об утверждении Правил безопасности при производстве, хранении и выдаче сжиженного природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов (ГРС МГ) и автомобильных газонапол

Определены особенности опосредованного технологического присоединения потребителя электроэнергии к энергопринимающим устройствам – см. Постановление Правительства РФ от 13.04.15г. №350 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

Предусмотрено, что владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (опосредованное присоединение).

Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 года.

Также установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, в пользу которых предполагается перераспределить максимальную мощность, не может превышать 30 дней в случае отсутствия необходимости строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до границ участка заявителя или отсутствия необходимости выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных либо подлежащих включению в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), или объектов по производству электроэнергии.

Кроме того, определены порядок согласования опосредованного присоединения сетевой организацией, порядок оформления и направления уведомления об опосредованном присоединении, а также содержание соглашения о перераспределении мощности между энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.

Приказом Ростехнадзора от 26.12.14г. №615 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к безопасному ведению технологических процессов нитрования».

Требования обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, связанными с ведением технологических процессов нитрования на поднадзорных Ростехнадзору опасных производственных объектах.

Документом установлены как общие требования к безопасному ведению технологических процессов нитрования, так и требования безопасности к отдельным производствам нитрования:

    • изготовлению нитроэфиров;
    • производству пироксилина и коллоксилина.

Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

Ростехнадзором разъяснены правила предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы опасных производственных объектов – см. <Письмо> Ростехнадзора от 16.03.2015 N 00-07-06/260 "По вопросу предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы".

С 27 января 2015 года установлены новые правила предоставления документов для включения заключений в реестр заключений экспертизы опасных производственных объектов.

При подаче документов приложение заключения экспертизы требуется, если заключение экспертизы промышленной безопасности подписано позже 27 января 2015 года.

Кроме того, указано, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, подлежат переоформлению, но до переоформления лицензиат сохраняет право осуществления лицензируемого вида деятельности.

Установлены сроки внесения заключения экспертизы в реестр, а также, что уведомление об отказе во внесении заключения в Реестр должно быть направлено заявителю в течение 5 дней.

Документы принимаются территориальными управлениями Ростехнадзора в режиме "Одного окна". Отсутствие такой службы является нарушением требований законодательства.

Минприроды России разработало проект критериев для определения объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору

Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении критериев, на основании которых определяется перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"

Согласно закону об охране окружающей среды федеральный экологический надзор проводится при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Перечень объектов, подлежащих надзору, определяется на основании установленных Правительством РФ критериев.

Предлагаемый проект перечня таких критериев включает в себя 23 позиции, в числе которых:

  • объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу, а также обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, связанные с эксплуатацией ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • объекты, на которых выполняются работы по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;
  • объекты, на которых осуществляется деятельность по уничтожению химического оружия;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • магистральные, межпромысловые трубопроводы, предназначенные для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа;
  • аэродромы, с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более;
  • морские порты, а также внутренние водные порты, допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;
  • склады с проектной вместимостью 200 тысяч тонн и более для хранения нефти, продуктов переработки нефти и др.

Критерии, предусмотренные проектом, позволят конкретизировать критерии, действующие в настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.09г. №285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".

Проект предполагает вступление перечня в силу 30 июня 2015 года.

Ростехнадзору предоставлены полномочия по установлению зон вероятных разрушений при техногенных авариях - см. Постановление Правительства РФ от 25.03.15г. №268 "О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.06г. №47, непригодными для проживания признаются жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

Регламентирован порядок осуществления Ростехнадзором лицензирования деятельности в области использования атомной энергии – см. Приказ Ростехнадзора от 08.10.14г. №453 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии" (зарег. в Минюсте России 20.03.15г. №36496).

Заявителями на получение лицензии являются эксплуатирующие организации, а также организации, выполняющие работы и услуги в области использования атомной энергии.

Для получения лицензии заявитель обращается в Ростехнадзор с соответствующим заявлением, к которому прилагает необходимые документы.

Срок лицензирования, без учета сроков экспертизы предоставленных документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности, составляет не более 95 рабочих дней.

В приложении к регламенту приведены формы документов, используемых в процессе лицензирования.

Сообщаем, что с 01.07.2015 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 29.12.14г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.

Top