Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости охраны труда

Скорректирован порядок финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами – см. Приказ Минтруда России от 29.04.2016г. №201н "О внесении изменений в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012г. №580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (зарег. в Минюсте России 01.08.2016г. №43040).

Внесенные в Правила финансового обеспечения предупредительных мер изменения касаются уточнения:

-       перечня мероприятий, расходы страхователя на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов;

-       перечня документов, представляемых с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер;

-       перечня случаев, в которых территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, а также об отказе в нем;

-       порядка зачета расходов страхователя в счет уплаты страховых взносов.

© КонсультантПлюс

Минтруд России дал разъяснения о предельных нагрузках на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей – см.Письмо Минтруда России от 22.06.2016 № 15-2/ООГ-2247.

Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н), в целях сохранения здоровья работающих, установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами – не более 50 кг; женщинами – не более 15 кг.

Отмечается, что нормы указанных Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», т.к. указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:

-     при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами – до 30 кг; женщинами – до 10 кг;

-     постоянно в течение рабочей смены: мужчинами – до 15 кг; женщинами – до 7 кг.

При выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями указанного постановления Правительства РФ.

© КонсультантПлюс

Минтруд России предлагает законодательно закрепить статус справочника профессий – см. Проект Федерального закона N 1134735-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части определения порядка формирования и применения справочника профессий".

Согласно проекту справочник профессий является базовым государственным информационным ресурсом, содержащим информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, который размещается в Единой системе нормативной справочной информации. Предусматривается, что информация, содержащаяся в справочнике профессий, является общедоступной.

Формирование справочника профессий осуществляется с участием объединений работодателей, работодателей, объединений профессиональных союзов, объединений и ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам, научных организаций, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок формирования, ведения и ежегодной актуализации справочника и перечень содержащейся в нем информации будет устанавливаться Правительством РФ.

Информация о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, содержащаяся в справочнике профессий, может применяться:

- при подготовке документов по вопросам обеспечения кадрового потенциала в области развития сфер экономики субъектов РФ;

- при обеспечении непрерывности и сбалансированности процесса подготовки кадров;

- при планировании карьеры, выборе профессии, образовательных программ и направлений самообразования;

- при формировании предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов.

© КонсультантПлюс

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при проведении основных технологических операций и работ, при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования - см. Приказ Минтруда России от 23.06.2016г. №310н "Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования" (зарег. в Минюсте России 15.07.2016г. №42880).

Правила применяются при проведении основных технологических операций и работ, связанных с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом стационарных машин, механизмов, устройств, приборов и другого оборудования, используемых при производстве промышленной продукции. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями при организации и осуществлении ими работ, связанных с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателей.

Правилами утверждены:

- требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ;

- требования охраны труда, предъявляемые к территории организации, к производственным зданиям (сооружениям), производственным площадкам и организации рабочих мест;

- требования охраны труда, предъявляемые к выполнению работ (осуществлению производственных процессов);

- требования охраны труда при транспортировании (перемещении) и хранении технологического оборудования, комплектующих изделий и расходных материалов.

В приложении к приказу утверждены формы наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью и акта-допуска для производства работ на территории организации.

Федеральный государственный надзор за соблюдением утвержденных Правил осуществляют должностные лица Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации). Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении требований Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

© КонсультантПлюс

Минтрудом России предложены разъяснения по применению профессиональных стандартов – см. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов".

Профессиональные стандарты содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников и могут применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Согласно Трудовому кодексу РФ, если указанным Кодексом или другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Проектом уточняется, что под иными нормативными правовыми актами имеются в виду нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности.

Сообщается также, что если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В иных случаях положения профессиональных стандартов носят рекомендательный характер.

При определении обязанностей работника работодатель может включать в них трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах, распределять трудовые действия, предусмотренные одним профессиональным стандартом, между работниками, занимающими различные должности, имеющими различные профессии или специальности, с учетом применяемых технологий и организации труда.

© КонсультантПлюс

Минтруд России предлагает внедрить в систему охраны труда управление профессиональными рисками – см. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)"

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений предлагается дополнительно отнести приоритет профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также обеспечение допустимого уровня профессиональных рисков с учетом современного технического уровня производства и организации труда. Также к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений проектом предлагается отнести принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и результатов его применения.

Проектом, кроме того:

-       устанавливаются гарантии работникам в связи с работой во вредных условиях труда;

-       предусматривается норма, согласно которой при обеспечении управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков;

-       устанавливается деление профессиональных рисков, в том числе на основе оценки вероятности и тяжести причинения вреда здоровью работника, на допустимый, прогнозируемый, повышенный и недопустимый уровни;

-       предусматривается определение Правительством РФ порядка формирования и ведения информационно-аналитической системы электронных сервисов для работников и работодателей "Онлайнинспекция.рф", включающей электронные сервисы, предназначенные в том числе для осуществления внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-       вводится норма, согласно которой работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность в случаях, если по результатам специальной оценки условий труда на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу условий труда или в установленном порядке им будет определен недопустимый уровень профессионального риска работника, до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда или определению недопустимого уровня профессионального риска работника, подтвержденного результатами внеплановой специальной оценки условий труда или оценки уровня профессионального риска соответственно.

© КонсультантПлюс

Увеличен штраф за задержку зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику – см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"

Статья 5.27 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен, в том числе, штраф в следующих размерах:

-       на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, при повторном привлечении к ответственности - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

-       на ИП - от одной тысячи до пяти тысяч рублей (повторно - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

-       на ЮЛ - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (повторно - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

В Трудовом кодексе РФ увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат. Теперь денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.

© КонсультантПлюс

В Трудовой кодекс РФ введено понятие "предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы" – см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Устанавливается обязанность определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы их работников.

Несоблюдение предельного уровня соотношения зарплат может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации.

Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечни организаций, на которые не будут распространяться указанные выше предельные уровни.

Трудовой кодекс РФ дополнен также положением, согласно которому информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов, учреждений и унитарных предприятий размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующих сайтах госорганов, фондов, учреждений и предприятий.

© КонсультантПлюс

Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ, уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) или о квалификации – см. <Письмо> Минтруда России от 25.05.2016 N 15-2/ООГ-1916 <По вопросу обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте согласно требованиям Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н>.

Отмечается, что квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

- допускаемых к работам на высоте впервые;

- переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

- имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Все указанные работники, а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в образовательной организации по разработанной этой организацией программе.

Ежегодная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться в комиссии работодателя.

© КонсультантПлюс

Медосмотры работников, занятых на работах с компьютерами, должны проводиться при выявлении по результатам оценки условий труда электромагнитного поля, превышающего допустимый уровень – см. <Письмо> Роспотребнадзора от 07.07.2015 N 01/7890-15-27 "О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ".

Если по результатам оценки условий труда вредных или опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от компьютера не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам работников.

© КонсультантПлюс

Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Уточнен порядок осуществления специальной оценки условий труда

Федеральным законом, в частности:

- установлена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);

- расширен перечень сведений об организациях, проводящих спецоценку условий труда, содержащейся в реестре таких организаций;

- установлен переходный период до 31.12.2020, в течение которого методики (методы) исследований (испытаний) и измерений, утвержденные федеральными органами исполнительной власти и не аттестованные в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, должны быть надлежащим образом аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (данное положение также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, в отношении которых идентификация вредных и (или) опасны производственных факторов в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" не осуществляется), работодателем подается в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.
© КонсультантПлюс, 1992-2016

Проект Федерального закона N 1050405-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий"

В отношении работодателей, относящихся к категории микропредприятий, предлагаются особенности регулирования трудовых отношений и заключения трудового договора

Согласно законопроекту работодатели, относящиеся в соответствии с законодательством РФ к категории микропредприятий:

- получат право не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В этом случае положения и условия, которые в соответствии с ТК РФ регулируются локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовой договор, заключаемый на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- по соглашению сторон трудового договора могут не вносить в трудовую книжку работника сведения о работе, а при заключении трудового договора впервые могут не оформлять трудовую книжку работнику. В этих случаях в трудовой договор, заключенный в соответствии с ТК РФ, производится запись о дате и об основании прекращения трудового договора. Предусматривается, что по соглашению сторон трудового договора трудовая книжка может храниться у работника микропредприятия.

Кроме того, предлагается установить четырехмесячный срок с даты изменения категории работодателя в едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в течение которого работодатель будет обязан привести трудовые отношения в соответствие с нормами трудового законодательства.

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2016-04-21.html
© КонсультантПлюс, 1992-2016

Минтрудом России (в письме Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/13-2253) даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся применения профессиональных стандартов

Сообщается, в частности, что ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

- согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

- согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Реестр профессиональных стандартов доступен на сайтах http://profstandart.rosmintrud.ru и http://vet-bc.ru На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

© КонсультантПлюс, 1992-2016

Минтрудом России утверждены правила по охране труда в сельском хозяйстве – см. Приказ Минтруда России от 25.02.2016 N 76н "Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве" (зарег. в Минюсте России 25.03.2016г. №41558).

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственные работы. Соблюдение правил обязательно при проектировании новых и разработке проектов реконструкции действующих объектов производства сельскохозяйственной продукции, изменении существующих производственных процессов проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Правилами, работодатель должен обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, машин, инструментов, оборудования, безопасность производственных процессов, сырья и материалов, используемых при проведении сельскохозяйственных работ и их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодателем должна быть организована разработка инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа, а также технологических документов на производственные процессы (работы).

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

© КонсультантПлюс

Минтруд России разъяснил порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников связи – см. <Письмо> Минтруда России от 16.03.2016г. №15-2/ООГ-1049 <По вопросу обеспечения работников средствами индивидуальной защиты>.

Согласно пункту 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. №290н, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Работодатель при этом должен руководствоваться типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

Для обеспечения СИЗ работников связи следует руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минздрава России от 18.06.2010 N 454н.

При отсутствии в данных типовых нормах профессий и должностей - Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.12.2014г. №997н.

© КонсультантПлюс

Минтрудом России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов - см. <Информация> Минтруда России от 10.02.2016г. "О применении профессиональных стандартов в сфере труда"

Сообщается, что характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых законодательно не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Правительство РФ с 1 июля 2016 года будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Отмечается, что наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам либо профессиональным стандартам, если законодательством предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

В этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

© КонсультантПлюс

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени, принятая 24 июня 1994 года в Женеве – см. Федеральный закон от 02.03.2016 N 36-ФЗ "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)".

Конвенция предусматривает принятие мер для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении:

- права на организацию, права на ведение коллективных переговоров и права на деятельность в качестве представителей трудящихся;

- безопасности и гигиены труда;

- дискриминации в области труда и занятий.

Кроме того, в соответствии с Конвенцией принимаются меры для обеспечения того, чтобы трудящимся, занятым неполное рабочее время, были предоставлены условия, эквивалентные тем, которые имеют трудящиеся, занятые полное рабочее время и находящиеся в сравнимой ситуации, в следующих областях:

- защита материнства;

- прекращение трудовых отношений;

- ежегодный оплачиваемый отпуск или оплачиваемые праздничные дни;

- отпуск по болезни.

Отмечается, что положения Конвенции нашли отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации и что Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотренные действующими федеральными законами.

© КонсультантПлюс

В трудовом договоре должен быть указан класс условий труда, который устанавливается только по итогам спецоценки условий труда (СОУТ). Поэтому если работодатель еще не провел аттестацию рабочих мест или СОУТ в офисе, он должен провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки» и вписать соответствующий класс в тексты договоров с работниками – см. Письмо Роструда от 20.11.15 № 2628-6-1.

Согласно действующему законодательству в трудовом договоре обязательно должны быть прописаны условия труда, в том числе, рабочих мест офисных сотрудников (ст. 57 ТК РФ). Под условиями труда понимается отнесение рабочего места к классам условий труда (оптимальным, допустимым, вредным, опасным).

До 1 января 2014 года условия труда устанавливались по результатам аттестации рабочих мест (они действительны в течение пяти лет со дня ее завершения), а после этой даты — по итогам специальной оценки. При этом, если прежде (до 1 января 2014 года) не было ясности, нужно ли подвергать аттестации рабочие места офисных сотрудников, то теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса нет. То есть спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

В первоочередном порядке спецоценка должна быть осуществлена только на рабочих местах, содержащих вредный или опасный производственный фактор (п. 6 ст. 10, п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). На всех остальных рабочих местах спецоценка может проводиться поэтапно, до 31 декабря 2018 года.

На практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка. Работодатели не были обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе. А специальную оценку многие из них провести еще не успели, так как закон позволяет это сделать до конца 2018 года. Можно ли до тех пор, пока не проведена спецоценка, в трудовом договоре с офисным сотрудником написать «условия труда оптимальные» или «условия труда допустимые»?

Авторы комментируемого письма считают: работодатели, которые не проводили аттестацию или спецоценку рабочих мест в офисе, должны провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки». И только после этого они могут указать в трудовом договоре класс условий труда. Сведения об условиях труда, которые отсутствовали на момент заключения трудового договора, после проведения спецоценки вносятся непосредственно в текст трудового договора, а гарантии и компенсации (в случае, если будут выявлены вредные или опасные условия труда) прописываются в приложении к трудовому договору либо отдельном соглашении сторон.

Такого же мнения придерживается заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван ШКЛОВЕЦ.

«Как работодатель может быть уверен в том, что он отражает в трудовом договоре правильный класс условий труда без проведения измерений? На свой страх и риск он вынужден проставлять в трудовом договоре предполагаемый класс условий труда. Да, закон обязывает незамедлительно провести спецоценку только на рабочих местах, содержащих вредный или опасный производственный фактор. Однако не все так называемые «офисные рабочие места» не содержат вредного фактора производственной среды. Такой фактор можно выявить только с помощью измерений, то есть в рамках спецоценки. Соответственно, работодатели заинтересованы в том, чтобы провести спецоценку как можно быстрее, даже если закон позволяет это делать поэтапно до 2018 года», — заключил Иван ШКЛОВЕЦ.

Что грозит работодателям, которые не проведут СОУТ «в кратчайшие сроки»? Авторы комментируемого письма напоминают: работодатели, нарушившие трудовое законодательство, могут быть привлечены к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает предупреждение или штраф:

•для должностных лиц — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

•для индивидуальных предпринимателей — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

•для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

А нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или отказ от ее проведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

•для должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;

•для индивидуальных предпринимателей — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;

•для юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

© http://www.trudcontrol.ru/press/News

Минтрудом России утверждены правила охраны труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах, а также при проведении лесохозяйственных работ - см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015г. №835н "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ" (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016г. №41009).

Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами при организации и осуществлении ими указанных работ. Ответственность за выполнение правил возлагается на работодателя.

Правилами установлены требования охраны труда, предъявляемые:

- к организации проведения работ (производственных процессов);

- к производственным помещениям и организации рабочих мест;

- к осуществлению производственных процессов и эксплуатации оборудования.

К выполнению указанных работ допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев - проверку знаний требований охраны труда. К выполнению работ с вредными или опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры.

Государственный надзор за выполнением данных правил осуществляют должностные лица Роструда и его территориальных органов.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

© КонсультантПлюс

Обновлены государственные нормативные требования охраны труда при проведении производственных процессов и работ, связанных с хранением, транспортированием и реализацией продуктов переработки нефти – см. Приказ Минтруда России от 16.11.2015г. №873н "Об утверждении Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов" (зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016г. №40876).

Утвержденные правила распространяются на работодателей, осуществляющих хранение, транспортирование и реализацию нефтепродуктов.

Приказом установлены, в частности, требования охраны труда:

при организации проведения работ, связанных с хранением, транспортированием и реализацией нефтепродуктов;

предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам), размещению оборудования и организации рабочих мест;

при осуществлении производственных процессов и эксплуатации оборудования;

при проведении технического обслуживания и ремонта оборудования;

предъявляемые к транспортировке и хранению исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.

Федеральный государственный надзор за соблюдением правил осуществляют должностные лица Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении требований Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Утратившим силу признается Постановление Минтруда России от 06.05.2002 N 33 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций".

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

© КонсультантПлюс

Top