Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости охраны труда

Выбор документа, которым необходимо руководствоваться при оценке условий труда, зависит от целей ее проведения – см. <Письмо> Роспотребнадзора от 02.02.2015 N 01/951-15-31 "Об оценке условий труда"

Разъяснены требования нормативных документов по оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с ее проведением, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность ее участников.

"Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" Р 2.2.2006-05 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) применяют с целью:

  • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  • создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
  • составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
  • расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Правила охраны труда не должны содержать требования к процессам проектирования, производства, конструкции и эксплуатационным характеристикам технологического оборудования – см. "Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда"

(одобрены Ученым советом ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России (протокол от 20.05.2015 N 2))

В правилах охраны труда (ПОТ) могут содержаться требования, регламентирующие безопасную организацию рабочих мест, наличие ограждений, сигнальных устройств и средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников, меры по ограничению потенциальной опасности используемого технологического оборудования, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании.

В ПОТ не допускаются ссылки на нормативные правовые акты, утвержденные упраздненными органами исполнительной власти СССР и РСФСР, противоречащие законодательству РФ.

Рекомендуемая структура ПОТ:

  • общие положения;
  • требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);
  • требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам и участкам производства работ) и организации рабочих мест;
  • требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования;
  • требования охраны труда, предъявляемые к хранению и транспортированию исходных материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.

Кроме того, в Рекомендациях содержатся требования к оформлению ПОТ, к шрифту, а также к используемым в ПОТ сокращениям.

В приложениях приведены примеры оформления первой страницы ПОТ, приложений, примеры оформления заголовков разделов, перечислений в пунктах ПОТ.

Период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен отраслевым соглашением и коллективным договором, но не более чем до 1 года – см. Федеральный закон от 08.06.2015 N 152-ФЗ "О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации"

Ранее максимальный период суммированного учета для данных категорий работников, установленный Трудовым кодексом РФ, составлял три месяца.

В соответствии с ТК РФ, когда по условиям работы (в целом или при выполнении отдельных видов работ) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Утвержден четвертый выпуск единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих – см. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 277н "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд" (зарег. в Минюсте России 28.05.2015 №37446).

В данном выпуске содержатся тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разделам "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд", сгруппированные по производствам и видам работ.

Напомним, что с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или с учетом профессиональных стандартов производятся тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам.

Для отдельных категорий медицинских работников (скорой помощи, реанимации и других) установлены особенности проведения специальной оценки условий труда – см. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 N 250н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда" (зарег. в Минюсте России 20.05.2015 N 37338).

По согласованию с Минздравом России определены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах:

  • отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
  • медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

Также установлен перечень медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

В частности, обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую медицинскую помощь, подлежат химический фактор, шум, вибрация, параметры микроклимата (в салоне транспортного средства, задействованного при оказании скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной формах), биологический фактор, тяжесть и напряженность трудового процесса.

Требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, описанные в конкурсной документации со ссылкой на ГОСТ Р 52044-2003, являются обязательными для исполнителя соответствующих работ – см. <Письмо> Росстандарта "О применении ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Сообщается, что национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы, правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения и подлежит применению на добровольной основе.

Однако, требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, описанные в конкурсной документации со ссылкой на ГОСТ Р 52044-2003, являются обязательными для исполнителя соответствующих работ, и их неисполнение может рассматриваться как ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.

Кроме того, с 15 февраля 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР ТС 014/2011, отнесены требования к средствам наружной рекламы.

ГОСТ Р 52044-2003 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). Таким образом, ГОСТ Р 52044-2003 может применяться также на добровольной основе в целях соблюдения требований ТР ТС 014/2011.

Сокращен перечень рабочих мест, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом России – см. Постановление Правительства РФ от 25.04.15г. №396 "О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей".

Из указанного перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290, исключены рабочие места работников, занятых на ремонтно-восстановительных работах, работах в условиях пониженного давления газовой и воздушной среды, а также на верхолазных работах.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2015 г. № 396 внесены изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.

Сокращен Перечень рабочих мест, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом России.

Из указанного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290, исключены рабочие места работников, занятых на ремонтно-восстановительных работах, работах в условиях пониженного давления газовой и воздушной среды, а также на верхолазных работах.

Решение Челябинской городской Думы от 24.03.15г. №7/24 "Об утверждении Положения о Челябинской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" вступает в силу со дня официального опубликования.

Основными задачами Комиссии являются:

Ÿ   ведение переговоров и подготовка проекта Трехстороннего соглашения между Администрацией города, Ассоциацией организаций профсоюзов города и Территориальным объединением работодателей города Челябинска "ЧЕЛПРОМ";

Ÿ   осуществление контроля за выполнением Трехстороннего соглашения, принятие мер по его реализации;

Ÿ   содействие разрешению социально-трудовых конфликтов;

Ÿ   согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики; проведение консультаций по вопросам, связанным с подготовкой нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, муниципальных программ в сфере экологической безопасности, дорожного хозяйства, социального обеспечения, образования, здравоохранения, физической культуры; взаимодействие с Челябинской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;

Ÿ   изучение и распространение положительного опыта социального партнерства на уровне муниципальных образований, отраслей, организаций;

Ÿ   содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;

Ÿ   решение иных вопросов, определяемых сторонами социального партнерства.

Комиссия формируется на основе принципов: добровольности участия сторон и деятельности комиссий; равноправия и полномочности, самостоятельности и независимости сторон.

Положением определены: права, регламент работы, функции секретаря и координатора комиссии, права и обязанности члена комиссии. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется Администрацией города.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 24.12.02г. №22/9 "Об утверждении Положения о Челябинской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" с внесенными изменениями.

Изложена в новой редакции государственная программа Челябинской области "Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области на 2014 - 2016 годы" – см. Постановление Правительства Челябинской области от 18.03.15г. №139-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.13г. №361-П"

Программа разработана для улучшения условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников в организациях в Челябинской области. Основными задачами государственной программы являются: совершенствование системы государственного управления охраной труда, внедрение системы управления профессиональными рисками в организациях; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

В результате реализации программы ожидается: снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, утратой или получением временной нетрудоспособности; снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания; уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.

Определен срок реализации программных мероприятий - 2014 - 2016 годы. Государственная программа реализуется в один этап. Приведены: система мероприятий, ресурсное обеспечение, организация управления и механизм выполнения мероприятий, финансово-экономическое обоснование и методика оценки эффективности государственной программы.

Определена специфика проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах – см. Приказ Минтруда России от 09.12.14г. №996н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах" Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.15г. №36445. Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации  http://www.pravo.gov.ru - 17.03.2015г. Начало действия документа - 28.03.2015г.

Специальная оценка условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России от 24.01.14г. №33н) с учетом утвержденных Особенностей.

Так, эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, проведении исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах, должны соблюдать обязательные для допуска на данные рабочие места требования и условия, в том числе:

  • проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, с получением заключительного акта об отсутствии противопоказаний для работы на подземных работах;
  • проходить специальный инструктаж, обязательный перед спуском в шахту, с проверкой навыков применения самоспасателей и других средств индивидуальной защиты;
  • спускаться в шахту и перемещаться по горным выработкам только в сопровождении уполномоченного лица работодателя (заказчика).

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов в подземных выработках шахт, опасных по газу, должны применяться средства измерений в рудничном искробезопасном исполнении. В случае невозможности применения средств измерений в рудничном искробезопасном исполнении при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов в подземных выработках шахт, опасных по газу, необходимо обеспечить контроль содержания метана в воздухе, максимальная концентрация которого не должна превышать 1 процента, с использованием индивидуальных автоматических приборов.

Определена специфика специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно-опасных производств, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений – см. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 N 46н

"Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений". Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36257. Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации  http://www.pravo.gov.ru - 02.03.15г. Начало действия документа - 13.03.2015г.

В частности, эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, проведении исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах, должны соответствовать требованиям, обязательным для допуска на рабочие места:

  • наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • прохождение обязательного медицинского осмотра, проводимого в соответствии с перечнем вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), с получением заключительного акта об отсутствии противопоказаний для работы с источниками ионизирующих излучений;
  • прохождение специального обучения по правилам работы с источником ионизирующего излучения и по радиационной безопасности, инструктажа по радиационной безопасности, инструктажа о действиях при аварии.

Исследования (испытания) и измерения вредных или опасных производственных факторов не проводятся в местах непосредственного проведения аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации ЧС.

При однократном выполнении на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) от одной до трех разнотипных опасных операций или одной особо опасной операции условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу разнотипных опасных операций или разнотипных особо опасных операций, однократно выполняемых в течение рабочего дня (смены), относятся к подклассу 3.1 вредных условий труда.

В случае однократного выполнения на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) более трех разнотипных опасных операций или более одной разнотипной особо опасной операции условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу разнотипных опасных операций или разнотипных особо опасных операций, однократно выполняемых в течение рабочего дня (смены), относятся к подклассу 3.2 вредных условий труда.

Обновлены нормы выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда – см. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36213. В соответствии с "пунктом 3" данный документ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 27.02.2015). Начало действия документа - 28.05.2015.

В новых нормах существенно расширен перечень профессий (с 94 до 195 профессий), для которых предусмотрена выдача спецодежды.

Определено, что работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, дополнительно выдаются средства индивидуальной защиты, предусмотренные для совмещаемой профессии, с внесением соответствующей отметки в личную карточку работника.

Работникам всех профессий и должностей, выполняющим работу в районах, где в весенне-летний период наблюдается массовый лет кровососущих насекомых или где имеется опасность заражения клещевым энцефалитом, дополнительно выдаются соответствующие средства защиты, включая набор репеллентов.

Установлено также, что работникам всех профессий и должностей, занятым на работах во взрывопожароопасных условиях, выдается специальная одежда, изготовленная из тканей и материалов с огнестойкими антиэлектростатическими свойствами, и самоспасатель фильтрующий воздушно-кислородный.

Работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта средств индивидуальной защиты с удвоенным сроком носки в целях улучшения ухода за средствами индивидуальной защиты.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н, которым были утверждены ранее действующие нормы выдачи спецодежды.

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации стационарных холодильных установок, работающих с использованием фреонов в качестве хладагента – см. Приказ Минтруда России от 23.12.14г. №1104н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации холодильных установок" Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.15г. №36219. В соответствии с "пунктом 2" данный документ вступает в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.03.2015). Начало действия документа - 03.06.15г.

Утвержденные Правила применяются при эксплуатации стационарных холодильных установок - агрегатов, машин, систем общего назначения, работающих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов (хладонов) и их смесей в качестве холодильного агента (далее соответственно - холодильные установки, хладагент), включая холодильные установки, входящие в состав технологического холодильного оборудования (в том числе с холодопроизводительностью менее 3,0 кВт). Правила не распространяются на работы по эксплуатации холодильных систем, использующих в качестве хладагента аммиак, воду или воздух.

Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами (независимо от их организационно-правовых форм) и физическими лицами (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также работниками, состоящими с ними в трудовых отношениях, осуществляющими эксплуатацию холодильных установок.

Ответственность за выполнение правил возлагается на работодателя. На основе правил и требований технической документации организации - изготовителя холодильных установок работодателем разрабатываются инструкции по охране труда, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Установлено, что к выполнению работ по эксплуатации холодильных установок допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также стажировку на рабочем месте.

К самостоятельному выполнению работ по эксплуатации холодильных установок работники допускаются после проверки знаний. Периодическая проверка знаний проводится не реже одного раза в 12 месяцев. Допуск к самостоятельной работе по эксплуатации холодильных установок оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя.

Приказом Минтруда России от 23.12.14г. №1101н утверждены Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.

Применение Правил является обязательным при выполнении электросварочных и газосварочных работ:

  • работодателями - юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • работниками, состоящими с ними в трудовых отношениях.

Правила распространяются на работников, выполняющих электросварочные и газосварочные работы, использующих в закрытых помещениях или на открытом воздухе стационарные, переносные и передвижные электросварочные и газосварочные установки, предназначенные для выполнения технологических процессов сварки, наплавки, резки плавлением (разделительной и поверхностной) и сварки с применением давления, в том числе:

  • дуговой и плазменной сварки, наплавки, резки;
  • атомно-водородной сварки;
  • электронно-лучевой сварки;
  • лазерной сварки и резки (сварки и резки световым лучом);
  • электрошлаковой сварки;
  • сварки контактным разогревом;
  • контактной или диффузионной сварки, дугоконтактной сварки;
  • газовой сварки и газовой резки металлов.

Правилами закреплена обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ с учетом требований Правил и технической документации организации-изготовителя на конкретные виды электросварочного, газосварочного оборудования и инструмента.

Также Правилами определен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при выполнении электросварочных и газосварочных работ.

Кроме того, Правилами закреплены требования охраны труда:

  • при организации проведения работ (производственных процессов);
  • предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам) и организации рабочих мест;
  • при осуществлении технологических процессов, эксплуатации оборудования и инструмента.

В соответствии с "пунктом 2" данный документ вступает в силу по истечении трех месяцев после официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.02.2015).

Начало действия документа - 27.05.2015г.

Минтрудом России определен порядок снижения класса условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) – см. Приказ Минтруда России от 05.12.2014 N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом" (зарег. в Минюсте России 20.02.2015 №36128).

Установлено, что снижение класса условий труда при применении СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (Р ТС 019/2011), осуществляется в ходе проведения специальной оценки условий труда, состоящей из следующих процедур:

- оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи предусмотренным типовыми нормами;

- оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

- оценка комплектности СИЗ и наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента;

- оценка эффективности выбора СИЗ;

- оценка эффективности применения СИЗ.

Реализация данных процедур осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте.

Утвержденной методикой определяется порядок проведения каждой из процедур и порядок снижения класса условий труда.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Установлен порядок принятия ФСС решения о финансировании санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда – см. Приказ Минтруда России от 02.09.2014 №598Н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (зарег. в Минюсте России 23.01.2015 №35660).

Заявителями данной услуги являются страхователи - юридические или физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, или их представители.

Решение о финансовом обеспечении принимается территориальным органом ФСС в сроки, установленные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, и составляют:

- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 000,0 тыс. рублей включительно - 10 рабочих дней со дня их регистрации;

- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 000,0 тыс. рублей - после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение 3 рабочих дней со дня регистрации направляет документы в Фонд, который рассматривает их в срок до 15 рабочих дней.

Решение оформляется приказом и направляется заявителю в течение 3 рабочих дней (в случае отказа - с указанием его причин). Срок приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрен.

Регламентом установлен порядок досудебного обжалования заявителем принятого территориальным органом ФСС России решения.

В приложениях к Приказу содержатся контактная информация и графики работы территориальных органов ФСС России, а также формы необходимых документов для оказания государственной услуги.

Внесены уточнения в перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Приказ Минздрава России от 05.12.2014 N 801н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35848).

Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н регламентированы особенности проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно принятым изменениям указывается, в частности, что на работах, связанных с управлением транспортными средствами категории "А", переосвидетельствование должно осуществляться не реже 1 раза в год. При управлении транспортными средствами категории "А1" полная глухота исключается из числа дополнительных медицинских противопоказаний при приеме на работу.

В ряде случаев уточняется, какие виды лабораторных и функциональных исследований применяются при диагностике конкретных нарушений.

Утвержден профессиональный стандарт для слесарей-ремонтников промышленного оборудования – см. Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1164н "Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования" (зарег. в Минюсте России 23.01.2015 №35692).

Согласно стандарту в функции данных специалистов входит техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин.

Требования к образованию по данной профессии: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден новый регламент осуществления Рострудом информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства – см. Приказ Минтруда России от 03.09.2014 №603н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (зарег. в Минюсте России 24.12.2014г. №35383).

Государственная услуга предоставляется работникам, работодателям и их представителям. Кроме того, услуга предоставляется неограниченному кругу лиц посредством размещения в СМИ, Интернете и на стендах в многофункциональных центрах госуслуг информационных и справочных материалов или рекомендаций.

Результатом предоставления государственной услуги при письменном обращении заявителей является получение ими разъяснений в письменной или электронной форме по поставленным в заявлении вопросам.

Для получения консультации заявитель направляет в Роструд или его территориальный орган заявление в письменном или электронном виде, содержащее вопросы, по которым требуются разъяснения.

Срок предоставления услуги составляют:

- при личном обращении заявителя за получением консультации - 30 минут;

- при письменном обращении заявителя за получением разъяснений или при направлении заявления через официальный сайт Роструда - 30 дней.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов Роструда.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н, которым был утвержден ранее действовавший регламент исполнения данной государственной функции.

Top