Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ответственность по охране труда с 01.01.2015г

В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.13г. №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2015 года вступают в силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях РФ. Увеличение количества правонарушений в области охраны труда, за неисполнение которых налагается ответственность, а также размер штрафных санкций свидетельствуют о значительном усилении контроля со стороны государства над вопросами охраны труда. Ниже приведена сравнительная таблица изменений:

 

Изменения в КоАП

До 31.12.2014 года

С 01.01.2015 года

 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и

об охране труда

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.271 настоящего Кодекса

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
   

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

должностным лицом, ранее подвергнутым

административному наказанию за аналогичное

административное правонарушение

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

  • влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
  • влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.
   
 

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
 
 

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвернутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
 
 

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
 

Статья 5.27 1  Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 
 

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи

 
 
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
 
 

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

 
 
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
 
 

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
 
 

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (Прим.: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.)

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
 
 

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

 
 
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 
 

!Коментарий:

1.Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27, являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.27, состоит в том, что виновный нарушает законодательство:

1) о труде, действующее на территории Российской Федерации.

   При этом речь идет о:

а)     праве граждан поступить на работу, праве на предоставление им гарантий и компенсаций, связанных с этим, на предоставление отпуска и других видов отдыха, предусмотренных в ТК;

б)     задержках выплаты зарплаты, занижении оплаты труда, неправомерных переводах на другую работу, необоснованном увольнении и т.п.;

в)     специальных правах в области труда, предоставленных некоторым категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.);

г)      любых других нарушениях трудового законодательства;

2) об охране труда. При этом виновный посягает на действующую систему санитарно-гигиенических правил, правил техники безопасности, порядка проведения инструктажа, мер по индивидуальной и коллективной защите работников, снабжения их лечебным питанием, мылом, спецодеждой и т.п.

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата зарплаты, невыдача молока). Оконченным оно считается с момента совершения любого из упомянутых действий или бездействия.

Верховный Суд РФ разъяснил, что для квалификации действий должностного лица по ч.2 ст.5.27 имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела на квалификацию действий лица по ч.2 ст.5.27 - не влияет.

3. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица (для целей КоАП к последним относятся и индивидуальные предприниматели).

В практике возникает вопрос: несут ли по ст.5.27 ответственность частные нотариусы, граждане, использующие труд домработницы, няни, личного шофера и т.д.?

К сожалению, в ст. 5.27 не учитывается, что работодателями могут быть не только органы, организации и индивидуальные предприниматели, но и граждане, нотариусы и т.п. (ст. 56 ТК). Законодателю необходимо уточнить ст.5.27. Впредь до этого нужно исходить из ее буквального текста.

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется и умышленной, и неосторожной формой вины.

5. Часть 1 ст.5.27 предусматривает в качестве наказания административный штраф

В ч.2 ст.5.27 законодатель указывает квалифицирующее (т.е. отягчающее меру ответственности) обстоятельство (что крайне нехарактерно для КоАП: таких случаев в КоАП весьма мало, в отличие, например, от норм УК), а именно то, что должностное лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 17 пост. N 5), что под аналогичным правонарушением, указанным в ч.2 ст.5.27, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз он не произвел расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника) Такому лицу назначается дисквалификация (!дисквалификация назначается только судьей).

6. В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ (с изменениями):

1) размер административных штрафов существенно повышен и дифференцирован (в зависимости от того, кто совершил правонарушение);

2) установлено, что за совершение данного правонарушения может быть назначено такое наказание, как административное приостановление деятельности (в отношении ИП или организации). Данное наказание назначается судьей.

 

Изменения в Уголовном Кодексе

до 31.12.2013г.

с 01.01.2014г.

Статья 143. Нарушение правил охраны труда

Статья 143. Нарушение правил охраны труда

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

§  наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок

§  наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.) 

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

§  наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

§  лишением свободы на срок до 4 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

 
 

!Коментарий:

1. В ст. 37 Конституции Российской Федерации подчеркивается, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

   Это право охраняется ст. 143 УК. В УК РСФСР ответственность за нарушение правил охраны труда предусматривала ст. 140, которая за нарушение правил охраны труда устанавливала более строгую ответственность, чем ст. 143 УК. Новый УК устраняет преступность и наказуемость таких нарушений правил охраны труда, которые не повлекли, но могли повлечь несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, а также если повлекли причинение лишь легкого вреда здоровью или утрату трудоспособности, соответствующей такому вреду.

2. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Из этого следует, что для наступления уголовной ответственности необходимо установить, какие конкретно правила техники безопасности или иные правила охраны труда были нарушены. Следователь и суд, формулируя обвинение, обязаны назвать пункты соответствующих правил охраны труда, которые были нарушены.

3. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ" в редакции от 21 декабря 1993 г. разъяснил судам, что предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, в которых они работают.

Кроме того, Пленум обратил внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечить соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил (см. Сб. пост. Пленума Верх. Суда РСФСР. 1991 - 1993. М., 1994, с. 311).

4. Для ответственности по ч.1 ст.143 УК необходимо установить наступление указанных в ней последствий.

При этом является обязательной причинная связь между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими последствиями.

5. Преступление является оконченным в момент наступления тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 143 УК) или смерти потерпевшего по неосторожности (ч. 2 ст. 143 УК) в результате нарушений правил охраны труда.

6. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека в результате нарушения правил охраны труда, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение такого вреда, либо не осознает общественную опасность данного нарушения, не предвидит возможность причинения указанного вреда, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог это предвидеть.

В тех случаях, когда к наступившим последствиям виновный относился умышленно: сознательно их допуская либо безразлично к ним относясь (косвенный умысел), либо нарушение правил охраны труда было способом достижения наступившего преступного результата (прямой умысел), - его действия подлежат квалификации по соответствующим статьям главы о преступлениях против жизни и здоровья.

7. Субъектом данного преступления может быть только лицо, на котором лежали (оформленные в установленном порядке) обязанности по обеспечению правил охраны труда. Пленум Верховного суда РФ в упомянутом постановлении от 21 декабря 1993 г. разъяснил, что субъектами преступлений при нарушении правил охраны труда могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

8. О наступлении смерти человека по неосторожности см. комментарий к ст. 109 УК.

Top