Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости законодательства

Минстроем России утверждены формы разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – см.Приказ Минстроя России от 19.02.15г. №117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (зарег. в Минюсте России 09.04.15г. №36782).

Ранее утверждение соответствующих форм относилось к компетенции Правительства РФ, а Минстрой утверждал лишь Инструкции о заполнении соответствующих форм.

С принятием данного приказа утрачивают силу приказы Минрегионразвития России от 19.10.06г. №120 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство", от 19.10.06г. №121 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Установлено, что Приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24.11.05г. №698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Росприроднадзором разъясняются некоторые вопросы о действии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности – см. <Письмо> Росприроднадзора от 06.04.15г. №АА-03-03-28/5320 "О направлении разъяснений".

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон) с 01.07.2015 лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.

Сообщается, что Минприроды России подготовило изменения в Закон, которыми предусмотрено, что лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, выданные до 1 июля 2015 года, действуют до 1 октября 2015 года.

В реализацию положений Закона Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства РФ "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", который согласуется в установленном порядке. С данным проектом можно ознакомиться на сайте http://regulation.gov.ru/.

Приказом Ростехнадзора от 15.12.14г. №572 утверждены Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения».

Утвержденными федеральными нормами и правилами установлены, в частности:

    • общие критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения;
    • требования к установлению критериев приемлемости радиоактивных отходов для захоронения в определенный пункт захоронения;
    • требования к подтверждению соответствия радиоактивных отходов критериям приемлемости для захоронения;
    • требования к паспорту радиоактивных отходов, передаваемых на захоронение.

Кроме того указано, что принятые правила распространяются на все способы и пункты захоронения радиоактивных отходов, классы и виды удаляемых радиоактивных отходов, за исключением отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ утверждена форма единого реестра членов саморегулируемых организаций – см. Приказ Ростехнадзора от 25.03.15г. №114 "Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций" (зарег. в Минюсте России 06.04.15г. №36736).

Реестр ведется национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Реестр содержит сведения о членах саморегулируемой организации, их соответствии условиям членства в организации, обеспечении имущественной ответственности члена организации перед потребителями, сведения о проверках, проведенных саморегулируемой организацией в отношении своих членов, сведения о выданном члену организации свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Сведения, необходимые для составления технического плана сооружения, могут быть указаны на основании декларации правообладателя объекта недвижимости – см. <Письмо> Минстроя России от 20.03.2015 N 7553-РЛ/06 <О подготовке технического плана сооружения>.

В соответствии с законодательством сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объектов (или составленного до 01.01.13г. технического паспорта).

Одновременно подчеркивается, что в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании установленных документов, а не декларации.

Ростехнадзор разъяснил саморегулируемым организациям в сфере строительства порядок внесения сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций – см. <Информация> Ростехнадзора от 17.03.15г. "Вниманию саморегулируемых организаций в сфере строительства".

Сообщается, в частности, что согласно Федеральному закону от 24.11.14г. №359-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" рассмотрение поступающих от саморегулируемых организаций уведомлений и внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется только на основании заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций.

Рассмотрение Ростехнадзором документов некоммерческой организации, созданной в форме ассоциации (союза) и основанной на членстве лиц индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, претендующей на внесение сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и получение права выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ, и принятие решения о внесении или об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется только в случае поступления таких документов из соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций с приложением его заключения.

Ростехнадзором приводятся адреса Национальных объединений СРО.

С 1 июля 2015 года для абонентов централизованных систем водоотведения, подлежащих нормированию, изменяется порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – см. <Письмо> Росприроднадзора от 20.02.2015 N ОД-06-01-31/2606 "О плате за сбросы сточных вод"

Росприроднадзор информирует, что с 1 июля 2015 года абоненты централизованных систем водоотведения, подлежащие нормированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", будут вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую в бюджеты бюджетной системы РФ, а не организациям водопроводно-коммунального хозяйства (ВКХ).

Для абонентов, не нормируемых в соответствии с указанным Постановлением, органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов, а денежные средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, используются организациями ВКХ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Определен порядок применения стандартов и сводов правил, требования которых должны соблюдаться при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства – см. Приказ Минстроя России от 27.02.15г. №138/ПР "Об утверждении Методических рекомендаций по применению перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.14г. №1521.

Методические рекомендации определяют порядок применения перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.14г. №1521, при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительстве, проведении экспертизы инженерных изысканий, проектной документации, осуществлении государственного строительного надзора, а также надзора на стадии эксплуатации объектов капитального строительства.

В частности, положения документов в области стандартизации, включенные в названный перечень, не являются обязательными применительно к зданиям и сооружениям (вплоть до их реконструкции или капитального ремонта), введенным в эксплуатацию до 1 июля 2015 года.

В случае если положениями документов в области стандартизации, включенными в перечень, устанавливается требование прохождения при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительстве, эксплуатации, сносе объекта капитального строительства, административных процедур, не предусмотренных нормативными правовыми актами, такое требование документа в области стандартизации не применяется.

В случае если требование, содержащееся во включенном в перечень документе в области стандартизации, сформулировано в качестве рекомендательного, решение о выполнении такого требования принимается застройщиком (техническим заказчиком) или уполномоченным им лицом (исполнителем конкретного вида работ).

Документы в области стандартизации, на которые имеются ссылки в сводах правил и национальных стандартах, включенных в перечень, применяются на обязательной основе только в случае, если эти документы содержатся в перечне.

Со дня вступления в силу перечня (с 1 июля 2015 года) не включенные в перечень документы в области стандартизации, содержащие требования к зданиям и сооружениям (входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), применяются на добровольной основе.

В перечень основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включено прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций – см. Федеральный закон от 08.03.2015 N 38-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, российское законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций дополнено определениями "критически важного объекта", "потенциально опасного объекта", "быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов" и "территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов".

Определено, что потенциально опасными являются объекты, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Критически важными являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой России, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Правительство РФ уполномочено устанавливать критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным и потенциально опасным, а также порядок формирования и утверждения перечня таких объектов, порядок разработки и формы паспорта их безопасности и обязательные для выполнения требования к объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Утвержден порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015г. №172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" (вместе с "Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности").

Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Правилами определяется порядок привлечения компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности аттестующих организаций для проведения аттестации. Определяется также перечень отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых проводится проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки требованиям российского законодательства о транспортной безопасности.

Кроме того, регламентируется порядок проведения проверок соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям российского законодательства о транспортной безопасности, а также периодичность проведения аттестации.

Постановление вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.03.2015г.

Ростехнадзором утверждены правила проведения периодической оценки безопасности исследовательских ядерных установок – см. Приказ Ростехнадзора от 12.09.2014 №412 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Периодическая оценка безопасности исследовательских ядерных установок" (зарег. в Минюсте России 19.02.2015 № 36109).

Определено, что такая оценка должна выполняться в соответствии с программой, разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией, с периодичностью один раз в 10 лет. Программа должна быть представлена на рассмотрение в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Работы по очередной оценке должны быть закончены за 12 месяцев до окончания соответствующего 10-летнего периода эксплуатации установок.

При проведении комплексной проверки состояния безопасности установок должны быть рассмотрены, в частности:

- состояние проектной и конструкторской документации;

- обоснование безопасности установок;

- опыт эксплуатации установок;

- организационная структура эксплуатирующей организации;

- противоаварийная готовность;

- воздействие установок на окружающую среду.

По результатам выполненной проверки эксплуатирующей организацией должны быть разработаны мероприятия (корректирующие меры), направленные на обеспечение безопасности в последующий период эксплуатации установок.

Лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны предоставлять отчетность в Росприроднадзор, даже если они не включены в соответствующий перечень - см. <Письмо> Росприроднадзора от 09.02.2015 N АА-03-04-36/1764 "О направлении разъяснений".

Приказом Росприроднадзора от 14.11.2011 N 828 "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации" была утверждена форма статистического наблюдения N 2-ТП (отходы).

Перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отчитывающихся по указанной форме, по соответствующей территории формируется территориальными органами Росприроднадзора.

Сообщается, что обязанность по предоставлению отчетности у конкретных лиц возникает на основе осуществления ими деятельности в области обращения с отходами, а не на основе включения конкретных лиц в перечень. Исходя из этого, отсутствие лица в перечне не освобождает его от обязанности по предоставлению соответствующей формы.

Исправлена опечатка в формулировке Федерального закона "Об экологической экспертизе" – см. Федеральный закон от 12.02.2015 №12-ФЗ "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Исходя из действующего содержания нормы подпункта 5 части первой статьи 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" одним из видов нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе является уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы.

При этом указывается, что экологическая экспертиза проводится самими этими органами.

Принятым законом уточняется, что данные, необходимые для проведения экологической экспертизы, представляются федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или соответствующему органу государственной власти субъекта РФ.

Контроль за соблюдением в РФ технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта будет осуществлять Ространснадзор – см. Постановление Правительства РФ от 07.02.2015 №104

К таким регламентам относятся:

- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава";

- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта";

- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта".

Уточнены критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, а также критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов – см. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 №95 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069".

В пунктах 5 и 6 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2012 г. N 1069 Критериев отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам была допущена опечатка в наименовании радионуклида (используется "уран-228" вместо правильного "уран-238"). В связи с этим внесены изменения в указанные пункты 5 и 6 Критериев - слова "уран-228" заменены словами "уран-238".

В Критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов уточнены отдельные положения, касающиеся отнесения удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с ними к классу 2, и удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с ними к классу 3.

Установлены критерии и основные требования обеспечения безопасности при захоронении радиоактивных отходов – см. Приказ Ростехнадзора от 22.08.2014 №379 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (зарег. в Минюсте России 02.02.2015 №35819).

Указывается, в частности, что целью обеспечения безопасности при захоронении радиоактивных отходов (далее - РАО) является их надежная изоляция, обеспечивающая радиационную безопасность человека и окружающей среды на весь период потенциальной опасности РАО. Закреплено, что захоронение РАО должно осуществляться таким образом, чтобы не возлагать на будущие поколения необоснованное бремя, связанное с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО.

Выделены способы захоронения РАО:

- приповерхностное захоронение РАО;

- глубинное захоронение РАО;

- глубинное захоронение жидких РАО.

В документе выделяются требования к обеспечению безопасности пунктов захоронения твердых радиоактивных отходов, реализуемые при их строительстве и проектировании, а также при размещении отходов в них.

Закреплены требования к качеству устройства и надежности систем пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В приложениях к документу приводятся перечни исходных событий (аварий), которые должны учитываться при проектировании, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения РАО всех типов.

Изменен Перечень стандартов техрегламента ТС "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011) – см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.02.2015г. №9 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 875"

В новой редакции изложен Перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011)

Под газоиспользующим оборудованием в указанном техническом регламенте понимаются, в частности:

оборудование, предназначенное для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения, включая оборудование в составе комбинированных аппаратов;

блочные автоматические горелки и газоиспользующее оборудование с блочными автоматическими горелками;

устройства, предназначенные для встраивания в оборудование, в том числе устройства управления, регулирования и безопасности.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Изменен Перечень стандартов техрегламента ТС "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011) – см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.02.2015 №8 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879".

В новой редакции изложен Перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011)

Начало действия документа* - 06.03.2015г.

Технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

*Данный документ "вступает" в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования (размещен на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ - 04.02.2015). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу.

Утверждены порядок и методы расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям – см. Приказ Минэнерго России от 15.12.2014 №926 "Об утверждении Методики расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям" (зарег. в Минюсте России 29.01.2015 №35778).

Такие показатели определяются при установлении газораспределительным организациям (ГРО) долгосрочных тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании отдельно по каждой газораспределительной сети.

В Приказе содержаться формулы по которым рассчитываются плановые и фактические показатели надежности оказываемых услуг.

Перечислены случаи, которые должны учитываться при определении величины плановых и фактических показателей надежности.

В приложении к приказу приведен рекомендуемый образец таблицы исходных данных для расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям в отношении газораспределительной организации.

Уточнен порядок исчисления нормативов отчислений, осуществляемых организациями, эксплуатирующими ядерно и радиационно особо опасные производства и объекты, на формирование резервов – см. Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 №61 "О внесении изменения в Правила отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития"

Установлено, что нормативы утверждаются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций.

Top