Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости законодательства

Минэнерго России разработан путеводитель по процедуре технологического присоединения заявителей мощностью до 150 кВт – см. <Письмо> Минэнерго России от 11.06.2015 N ВК-6542/09 "О размещении информации".

Разъясняются, в частности, основные положения технологического присоединения (далее - ТП); порядок осуществления ТП заявителей, его этапы.

Кроме того, Минэнерго России приводит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с осуществлением технологического присоединения заявителей, в том числе: об определении размера стоимости технологического присоединения; о наличии льгот по технологическому присоединению, рассрочки оплаты технологического присоединения, наличии у сетевой организации права отказать в осуществлении технологического присоединения; о сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Обновлены типовые договоры в электроэнергетике, а также формы актов, используемых при технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии – см. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 588 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861".

В частности, утверждены новые:

- акт об осуществлении технологического присоединения;

- акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

- заявки юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на присоединение источников электроснабжения энергопринимающих устройств;

- форма типового договора о технологическом присоединении к электрическим сетям;

- форма соглашения о перераспределении максимальной мощности.

Отсутствие согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, включаемых в состав проекта ПДВ, не является причиной для отказа в утверждении нормативов ПДВ – см. <Письмо> Росприроднадзора от 21.05.2015 N ОД-08-02-31/8434 "О рассмотрении обращения"

Согласно закону об охране атмосферного воздуха, региональные и местные органы власти организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) при получении соответствующих прогнозов. При получении таких прогнозов лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению данных выбросов, согласованные с уполномоченными региональными органами власти.

Росприроднадзор отмечает, что действующими нормативными актами не определены требования предварительного согласования мероприятий при НМУ, включаемых в состав проекта нормативов выбросов.

Сообщается также, что раздел "Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятий может не содержать конкретных мероприятий, если такие мероприятия не определены региональным органом власти.

Росприроднадзор разъяснил, предоставление каких сведений будет являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – см. <Письмо> Росприроднадзора от 18.05.2015 N АА-03-04-36/8203 "О направлении разъяснений"

Нормативы не будут утверждены, в частности, при предоставлении сведений:

- об отходах с неподтвержденными классами опасности для окружающей среды;

- об отходах с классами опасности, не включенными в федеральный классификационный каталог отходов;

- об отходах при отсутствии в территориальном органе Росприроднадзора документов, удостоверяющих эти сведения;

- об отходах с подтвержденными в установленном порядке классами опасности для окружающей среды только для части отходов из перечня, заявленного в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Учет отходов отдельно по каждому структурному подразделению хозяйствующего субъекта действующим законодательством не предусмотрен – см. <Письмо> Росприроднадзора от 02.06.2015 N АА-03-04-36/9244 "О направлении разъяснений"

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Разъясняется, что структурное подразделение (цех, участок и другие объекты) входят в состав хозяйствующего субъекта, его подразделения или филиала.

Подчеркивается, что хозяйствующему субъекту при этом не запрещается в добровольном порядке проводить учет отходов по каждому структурному подразделению.

Отходы и лом цветных и черных металлов включены в перечень существенно важных для внутреннего рынка России товаров – см. Постановление Правительства РФ от 03.06.2015 N 539

"О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта"

Перечень существенно важных для внутреннего рынка России товаров, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены ограничения или запреты экспорта, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года N 877.

Включение в указанный Перечень отходов и лома цветных и черных металлов позволит оперативно вводить и применять меры нетарифного регулирования к этим товарным позициям в целях недопущения их критического недостатка и роста цен на внутреннем рынке для металлургической и смежных с ней отраслей промышленности.

Минкомсвязь России утвердила новое положение о федеральной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" – см. Приказ Минкомсвязи России от 19.01.2015 №7 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", а также Перечня нормативной справочной информации, подлежащей размещению в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" (зарег. в Минюсте России 20.05.2015 №37343).

Целью создания данной системы является обеспечение автоматизированного формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов, а также размещение, хранение и актуализация информации технического характера, используемой в межведомственном электронном взаимодействии для обеспечения единообразного представления объектов информационного обмена, сведения о которых содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и используются в деятельности органов государственной власти.

Оператором системы является Минкомсвязь России.

В структуру системы включены:

  • реестр базовых государственных информационных ресурсов, в котором размещается систематизированная совокупность сведений о таких ресурсах, и перечень наименований уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг;
  • реестр нормативной справочной информации.

Признан утратившим силу Приказ Минкомсвязи России от 01.07.2013 N 153, которым было утверждено ранее действовавшее положение о данной системе.

Новыми видами отходов дополнен Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) –см. Приказ Росприроднадзора от 28.04.2015 г. № 360 «Изменения в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445».

В ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445, включен целый ряд новых записей, в том числе:

  • отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках;
  • отходы очистки вод при добыче полезных ископаемых;
  • отходы изделий из бумаги специального назначения;
  • отходы смазок, утративших потребительские свойства;
  • отходы высокотемпературных теплоносителей;
  • отходы продукции из резины, загрязненные органическими веществами;
  • мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе;
  • противогазы и их комплектующие, утратившие потребительские свойства, и др.

Скорректированы отдельные группы, типы видов отходов ФККО. Кроме того, исключены следующие записи: отходы прядомые шерстяные, отходы непрядомые шерстяные, отходы перемотки и вязания, отходы жидкостей тормозных, антифризов, отходы продукции из полиамида незагрязненные, отходы гексана при технических испытаниях и измерениях.

По мнению Минэкономразвития России, субъектом РФ могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется – см. Письмо Минэкономразвития России от 15.04.2015 N ОГ-Д23-5132 <Относительно подготовки технических планов сооружений>

Министерство при этом отмечает, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ.

Также сообщается, что решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимости должны приниматься на основе правовой экспертизы всех представленных на государственную регистрацию права документов с учетом сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2015 г. № 716-р утверждена Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации.

На период 2015 - 2020 годов сформулированы основные направления формирования и развития системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов.

Определена база для разработки целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов как по России в целом, так и по отдельным секторам экономики. К 2020 году планируется достичь уровня не более 75 процентов объема антропогенных выбросов парниковых газов в 1990 году.

Система мониторинга будет формироваться поэтапно с постепенным вовлечением в нее регионов, секторов экономики, различных организаций, хозяйственная деятельность которых сопровождается выбросом парниковых газов.

Одна из основных целей формирования системы – повышение осведомленности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, инвесторов, бизнес-сообщества, негосударственных некоммерческих организаций и населения об объемах антропогенных выбросов парниковых газов в процессе хозяйственной и иной деятельности организаций.

Положения принятой концепции будут использоваться для формирования законодательной базы по контролю за соблюдением этих показателей в ходе реализации государственной климатической политики и мер регулирования выбросов парниковых газов.

Федеральным законом от 02.05.15г. №118-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" включено определение понятия "координация в области пожарной безопасности" установлено, что координация в области пожарной безопасности - это деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности.

Полномочиями наделена Федеральная противопожарная служба по координации деятельности пожарной охраны при тушении пожаров.

Установлены правила применения профессиональных стандартов работодателями – см. Федеральный закон от 02.05.15г. №122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

В соответствии с внесенными в Трудовой кодекс РФ поправками, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Определено также, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Уточняющие поправки также внесены в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, поступившие в Росприроднадзор до 10.02.2015, будут рассматриваться в соответствии с ранее установленными требованиями – см. <Письмо> Минприроды России от 12.02.15г. №12-44/3153 "О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР".

Приказ Ростехнадзора от 19.10.07г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - "Приказ №703"), которым ранее руководствовались хозяйствующие субъекты при подготовке документов, был признан утратившим силу.

С 10.02.2015 года вступил в силу приказ Минприроды России от 05.08.14г. №349 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Как указывает Минприроды России, поступившие в территориальные органы Росприроднадзора на рассмотрение заявления и документы на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до 10.02.2015 подлежат рассмотрению по требованиям, установленным в приказе Ростехнадзора N 703, в связи с началом предоставления государственной услуги до вступления в силу норм приказа Минприроды России N 349.

Уточнены полномочия Росприроднадзора в области охраны окружающей среды - см. Постановление Правительства РФ от 16.04.15г. №365 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования".

Установлено, что Росприроднадзор:

- осуществляет прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Предусмотрено также наделение Росприроднадзора новыми полномочиями, среди которых:

- осуществление приема заявки на получение комплексного экологического разрешения;

- осуществление выдачи комплексного экологического разрешения;

- осуществление приема декларации о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (действует с 1 января 2016 года);

- осуществление приема декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

- согласование плана мероприятий по охране окружающей среды;

- осуществление приема от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, а также отчета о выполнении программы повышения экологической эффективности;

- осуществление контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.

Ряд вышеуказанных полномочий начинает действовать с 01.01.16г. и с 01.01.19г.

Плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается с 1 января 2015 года – см. <Письмо> Минприроды России от 10.03.15г. №12-47/5413 "О плате за негативное воздействие от передвижных источников".

С вышеуказанной даты вступили в силу изменения в закон об охране атмосферного воздуха, согласно которым такая плата взимается только за выбросы вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками.

В настоящее время Минприроды России готовит нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Минтруд России и Ростехнадзор до 1 января 2016 года определят перечни видов работ на производственных объектах I и II классов опасности, на которые не направляются работники частными агентствами занятости.

Постановление Правительства РФ от 10.04.2015 N 340 "О порядке утверждения перечней отдельных видов работ, в целях, выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)".

Установлено, что с указанной даты перечни отдельных видов работ, в целях выполнения которых на названных объектах не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала), утверждаются данными ведомствами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

Минстроем России утверждены формы разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – см.Приказ Минстроя России от 19.02.15г. №117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (зарег. в Минюсте России 09.04.15г. №36782).

Ранее утверждение соответствующих форм относилось к компетенции Правительства РФ, а Минстрой утверждал лишь Инструкции о заполнении соответствующих форм.

С принятием данного приказа утрачивают силу приказы Минрегионразвития России от 19.10.06г. №120 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство", от 19.10.06г. №121 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Установлено, что Приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24.11.05г. №698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Росприроднадзором разъясняются некоторые вопросы о действии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности – см. <Письмо> Росприроднадзора от 06.04.15г. №АА-03-03-28/5320 "О направлении разъяснений".

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон) с 01.07.2015 лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.

Сообщается, что Минприроды России подготовило изменения в Закон, которыми предусмотрено, что лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, выданные до 1 июля 2015 года, действуют до 1 октября 2015 года.

В реализацию положений Закона Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства РФ "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", который согласуется в установленном порядке. С данным проектом можно ознакомиться на сайте http://regulation.gov.ru/.

Приказом Ростехнадзора от 15.12.14г. №572 утверждены Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения».

Утвержденными федеральными нормами и правилами установлены, в частности:

    • общие критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения;
    • требования к установлению критериев приемлемости радиоактивных отходов для захоронения в определенный пункт захоронения;
    • требования к подтверждению соответствия радиоактивных отходов критериям приемлемости для захоронения;
    • требования к паспорту радиоактивных отходов, передаваемых на захоронение.

Кроме того указано, что принятые правила распространяются на все способы и пункты захоронения радиоактивных отходов, классы и виды удаляемых радиоактивных отходов, за исключением отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ утверждена форма единого реестра членов саморегулируемых организаций – см. Приказ Ростехнадзора от 25.03.15г. №114 "Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций" (зарег. в Минюсте России 06.04.15г. №36736).

Реестр ведется национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Реестр содержит сведения о членах саморегулируемой организации, их соответствии условиям членства в организации, обеспечении имущественной ответственности члена организации перед потребителями, сведения о проверках, проведенных саморегулируемой организацией в отношении своих членов, сведения о выданном члену организации свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Top